Завоевание выхода к Балтийскому морю и основание новой русской столицы - Петербурга - поставили Петра I перед необходимостью создания регулярного Балтийского военного флота, обеспечивающего государственные интересы России на море. К концу первой четверти XVIII века Балтийский флот имел в своем составе 35 первоклассных парусных линейных кораблей, 10 фрегатов и свыше 200 галер. Кроме того, на Белом и Каспийского морях плавали русские флотилии, насчитывавшие до 500 РАЗЛИчНЫХ вооруженных судов.
О жизни талантливо изобретателя-самородка, творца подводное лодки Ефим Никонова известно очень мало. Лишь Отдельные скупые записи в журналах петровской Адмиралтейств-коллегий да несколько документов, сохранившихся в делах обер-сарваерской конторы, как называлось тогда управление главного корабельного инженера, свидетельствуют о деяниях этого человека, замечательная идея которого намного опередила свой век.
Петр, заняты в это время войной со шведами, не ответил изобретатель. Он лично возглавлял русскую эскадру, выступившую летом 1719 года в большой поход. Петра крайне беспокоилы политические интриги Англии, которая в начале Северной войны поддерживала Россию против Швеции, а затем, когда русские войска и флот стали одерживать одну за другой блестящие победы над шведами, начала тайно помогать Швеции, Чтобы не допустит усиления России на Балтийском море. К концу 1719 года Англия вступила в союз со Швецией. Международная обстановка обострилась. Против русских мог выступать Соединенные флот Великобритании и Швеции. Возрастала угроза затягивания войны. Вот почему с лета 1719 года на всех петербургских верфях кипела работа: усиленною строились Парусный и гребные боевые корабли.