Всплытие производилось при помощи сжатого воздуха, поступавшего в балластную цистерну и вытеснявшего из нее воду. Столь простое решение сложной технической задачи удаления воды из балластных цистерн в небольшой промежуток времени было замечательными достижением Ивана Федоровича Александровского. Для «продувания» балласта к цистерны Был подведен от баллонов со сжатым воздухом специальный воздухопровода. По этому трубопроводу воздух через вентиль, регулировавших его подачу, поступал в цистерну и «выжимал» из нее воду. Вслед за этим освобожденная от балласта подводная лодка всплывала.
Система продувания водяного балласта, впервые предложенная Александровским, и теперь применяется на подводных кораблях всех Флотова мира. Ведь подводная лодка средних размеров принимает в балластные цистерны до 200-300 тонн забортной воды. Чтобы выкачать такое количество воды из цистерн на глубине в несколько десятков метров, потребовалось бы длительное время работать мощными насосами, способными преодолеть внешнее противодавления, а значит затратит значительное количество электроэнергии, фото которой крайне ограничен. Сжатый воздух выполняет эту работу почти мгновенно, причем никакой затраты электроэнергии не требуется.
Вначале изобретатель предполагал вооруж свой корабль всплывающей Миной, подобной тому, какую использовал Джевецкий, но впоследствии решил, что гораздо целесообразнее применить для Этой цели самодвижущиеся мины - торпеды собственной конструкции. Однако управляющий Морским министерство адмирал Краббе, которому Александровский представила еще в 1865 году чертежи и описание изобретенной им торпеды, отклонил это предложение, бездоказательно мотивируя свой отказ тем, что «преждевременно» рассматривать проект торпеды, пока не готова {48} сама лодка, для вооружения которой она предназначена.