В 1937 г. А. Маринеско окончил высшие курсы командирского состава подводников и в звании старшего лейтенанта берет под командование военную субмарину-малютку "М-96". Еще во время учебы весь высший командный состав округа удивлялся его изобретательности и инициативности, его храбрости. Он имел многочисленные благодарности и поощрения, в частности награждение денежным фондом личного состава возглавляемого им лодки, а лично "старлея" - золотыми часами от имени наркома ВМФ. В 1940 г. на Балтийском флоте его подводная лодка по всем нормативам неоднократно получал первые места. В довоенной командирской аттестации была запись: "Посаде командира подводной лодки соответствует. Достойный назначения на лодку типа "С". После кампании (т.е. учений. - Ред.) 1941 г. может командовать дивизионом лодок типа "М" XII серии ". Однако судьба сложилась иначе - началась война. И командование решает субмарину отличного военного подводника переправить ... железной дорогой на Каспийском море!
"Стратегические" планы командования прерваны затяжным блокадой Ленинграда: "М-96" осталась на Балтике, и А. Маринеско с головой ушел в подготовку лодки к боевым действиям. Горячиться, нетерпеливый моряк настаивал на участии в боевых действиях. Но выход в море был запланирован только на июнь 1942 Впоследствии - перенесли на август ...Наконец получен долгожданный приказ - "... на поиск и уничтожение кораблей противника". И в первом же боевом походе 14 августа 1942 подводники потопили немецкий транспорт "Хелена" водоизмещением 7000 тонн. Этот подвиг достоин искреннего удивления: и преследования вражескими катерами, когда лодка-малютку бросало взрывами в морских глубинах, и 20 линий подводных минных заграждений, которые, трижды скрежеща корпусом об смертоносный барьер, прошла пострадала в поединке субмарина, и ложный нападение своих, когда трагического исхода удалось избежать, опять же, благодаря решительным действиям командира, внезапно вигулькнувшы лодкой среди раз атакующими советскими катерами, ему удалось остановить азартных "охотников" ...