Гениальное предвидение Маркса сбылось. В конце XIX века электричество начинает вытеснять пар. На смену паровой машине пришел электродвигатель, способный преобразовывать электрическую энергию, подводящуюся к нему по проводам, в механическую энергию движения.
Однако практическое использование электромоторов для движения подводных лодок длительное время задерживалось из-за отсутствия мощного источника {54} электрической энергии. Изобретение в 1857 году аккумуляторов, способных накапливать электричество, а затем отдавать его обратно без существенных потерь, только наполовину Решил проблему снабжения подводных судов электроэнергией. Аккумуляторы надо было Предварительно заряжать на берегу вот постороннего источника тока. Следовательно, пополнять запас электроэнергии, находясь в море, лодка не могла, и это резко ограничивало дальность ее плавания. Таким образом, применение электродвигателя при таких условиях также пока не удовлетворяло требованиям автономности1 плавания, предъявляемым к боеспособной подводное лодке, и решало только одну сторону вопроса.